В. А. Лазарева

 

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Программа для четырёхлетней начальной школы

 

 

Москва

Институт инноваций

в образовании им. Л. В. Занкова

Издательский дом «ОНИКС 21 век»

2002




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предмета «Литературное чтение» для четырёхлетней начальной школы разработана в контексте системы начального обучения Л. В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств.

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста.

Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение». Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личност-ных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка, его воспитание.

Задачи данного курса:

1) освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности;

2) ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров;

3) развитие навыка чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;

4) развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.

Решение этих задач зависит от уровня сформированности у ребёнка навыка чтения. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении букваря. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребёнком механизма чтения, развитие технических навыков и совершенствование качеств чтения, особенно такого, как осознанность.

Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно-значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка — основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

Система нравственного воспитания, реализуемая на уроках литературного чтения (см. Таблицу № 1 на с. 36), выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма (классификация качеств человека дана по работе В. Д. Шадрикова «Происхождение человечности». — М.: Логос, 1999, с. 53–58).

Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включённые в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий, обращённая прежде всего к жизненному опыту и проблемам ребёнка. Поэтому в число программных произведений вошли не только обязательные классические тексты русской и зарубежной литературы, но и произведения современных поэтов и писателей, многие из которых также уже стали классикой детской литературы.

Решение задач литературного образования учащихся предопределяет в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы и формирования у учеников-читателей навыков полноценного чтения и анализа художественного текста, поскольку нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение и извлекаются и осваиваются ребёнком в процессе читательской деятельности. Поэтому в основу построения курса литературного чтения заложено требование, «чтобы младшие школьники всё глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах» (Л. В. Занков). Это определяет практическую направленность курса литературного чтения. Всё, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.

В начальной школе формируются представления об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа произведения, формируется умение увидеть картину, нарисованную автором, понять его мысль, разделить его чувства. Учащиеся, наблюдая за героями произведения, получают первоначальные представления о характере героя и способах его создания в фольклоре и литературе. Умение представить художественное произведение целостно и выделить эпизоды, увидеть, как проявляется характер человека в поступке, оценить его — ведущее читательское умение и главное условие соотнесения художественного произведения с жизнью.

Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста. Система освоения учащимися основ теории литературы содержится в Таблице № 2 (с. 39).

В курсе литературного чтения мы начинаем знакомить учащихся с произведениями живописи для более полного представления детьми образной природы литературы и искусства в целом.

Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также развития речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещённого в учебниках. Содержание и формы работы со словами и словосочетаниями в этом разделе позволяют не только отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории Родины.

Главная задача развития речи ребёнка на уроках литературного чтения — это формирование способности передавать информацию, извлекаемую им из художественного текста, другим людям. Основу и логику процесса развития речи составляет постепенное убирание «опор» в речевой деятельности, движение от изложения к сочинению, от действий по образцу и алгоритму — к созданию своего собственного текста, от подражания — к творчеству. Основное содержание работы над развитием речи учащихся заключается в следующем:

· расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного;    

· формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, своё суждение, своё рассуждение;

· создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем  на уровне творчества;

· развитие способности выразительно читать художественные тексты, передавать слушателям своё внутреннее видение и эмоциональное состояние;

· формирование навыков анализа и редактирования своего текста.

Вся эта работа неразрывно связана и реализуется в процессе чтения и анализа учащимися художественных текстов и написания своих текстов на уроках литературного чтения. 

Первый год обучения литературному чтению — самый важный, поскольку научившиеся читать дети в короткий послебукварный период должны открыть для себя художественный текст как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях и, в конечном итоге, о себе. В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя идею.  

Главное направление в развитии навыка чтения в этом учебном году состоит в формировании таких качеств чтения, как правильность и осознанность, понимание детьми при чтении фактического содержания текста. Дети учатся ориентироваться в речевом потоке, выделять события, видеть их последовательность, пересказывать небольшие по объёму тексты.

Художественные произведения, подобранные для чтения и анализа в первом классе, отвечают возрастным возможностям учеников и их интересам. Дети знакомятся со стихотворениями А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова, Б. В. Заходера, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, И. П. Токмаковой, В. Д. Берестова, Г. А. Ладонщикова, Э. Э. Мошковской, прозаическими произведениями небольшого объёма, рассказами и баснями Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, К. Д. Ушинского, В. А. Осеевой, Н. Н. Носова, народными сказками о животных, пословицами, загадками, скороговорками. В процессе работы над художественными произведениями ученики овладевают следующими терминами: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество. 

Размышляя над содержанием произведений, изучаемых в первом классе, дети начинают задумываться о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, забота. Задача учителя — так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая и рассказывая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста, волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений. В процессе чтения произведений, сопереживания и осмысления закладываются основы формирования и развития таких нравственных качеств ребёнка, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность.

 В методике работы с учащимися первого класса преобладают задания занимательные, подчас игровые, но помогающие решать серьёзные учебные задачи высокого уровня трудности. В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены «самостоятельные работы», позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.

Необходимый минимум заучивания наизусть в этом учебном году — 7–10 стихотворений, поскольку курс рассчитан на послебукварный период и составляет 36 часов (9 недель по 4 часа в неделю).

Второй год обучения литературному чтению базируется на литературных знаниях и читательских умениях первого класса, но представления учащихся о природе художественного текста, о способах создания художественного образа в произведениях разных родов и жанров расширяются и углубляются. В этом учебном году сохраняется проблемно-тематический подход, но очевидной «сюжетной» основой программы становится система нравственных проблем, связанных с детством, школой, друзьями, родными и природой. Работа над текстом направляется ответами на два ключевых вопроса: «Что читаем? Как это изображено?»

На уроках литературного чтения во втором классе дети читают произведения более сложные и большего объёма: «Чук и Гек» А. П. Гайдара, «Ещё мама» А. П. Платонова, «Белогрудка» В. П. Астафьева, рассказы М. М. Пришвина, В. Ю. Драгунского, В. К. Железникова, А. И. Приставкина и др. Наряду с народными сказками вводятся авторские сказки А. С. Пушкина, М. Горького, Д. С. Самойлова, Б. В. Заходера, Г. М. Цыферова. Расширяется круг авторов поэтических текстов: дети знакомятся со стихотворениями Ф. И. Тютчева, И. С. Никитина, К. Д. Бальмонта, Н. М. Рубцова, А. А. Ахматовой, Саши Черного, а также стихами современных поэтов, пишущих для детей. В процессе практической работы по инсценированию сказки Д. С. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться» происходит знакомство учащихся с драматическим текстом.

Продолжая совершенствовать навык чтения, во втором классе дети учатся осознанно и выразительно читать вслух, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, находить по заданию учителя и в подтверждение своей позиции  отрывки в тексте. Усложнение художественных текстов, их разносторонность, введение в программу литературных произведений ХIХ века определяет этимологическую направленность работы над словом. В этом учебном году впервые начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника и т. д. Затем дети будут создавать свои первые творческие работы: на основании собственных наблюдений и чтения образцовых текстов сочинять «осенние этюды», сочинять рассказы по пословице, о своём любимом домашнем животном и др.

Расширяются и углубляются теоретико-литературные представления учащихся. Дети получают представление о прозе, рассказе, выходят на осмысление особенностей авторской сказки, учатся определять тему произведения, без введения термина работают над идеей произведения как главной мыслью автора. Расширяются и конкретизируются представления учеников-читателей о способах создания характера героев произведения, о возможностях художников слова в воссоздании художественной картины мира и изображении настроений и чувств человека. В итоге учебно-познавательной деятельности по анализу художественных произведений, изучающихся во втором классе, учащиеся овладевают следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.

Учащиеся второго класса знакомятся с произведениями, понятными и близкими им по тематике и проблемам: это школьная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессе чтения и анализа произведений дети размышляют над проблемами взаимоотношений людей, человека и природы, начинают осмысливать нравственные представления людей о настоящей дружбе и коллективизме, о великодушии и человечности, о смелости как преодолении страха, об ответственности за другого человека.

Усложняются виды самостоятельной работы учеников-читателей с текстом: они впервые занимаются сопоставительным анализом лирических произведений, составляют характеристику героя, учатся пересказывать текст от имени героя, от чтения по ролям переходят к инсценированию.

Во втором классе дети заучивают наизусть не менее 15 стихотворений, что способствует расширению их литературного багажа, развитию памяти, воображения, формированию коммуникативных навыков.

Третий год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через углубление и расширение представлений учащихся о жанрах: миф, былина, сказка, сказ, басня, рассказ, пьеса. Ученики-читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своём выразительном чтении сложное переживание и развитие чувства, соотносить зрительный образ с чувственным, образ-переживание — с главной мыслью произведения.

Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа текста у учащихся происходит при сравнении народной и авторской сказок, похожих по тематике, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, П. П. Ершова, Е. Л. Шварца, А. П. Платонова и др. Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе осмысления места и роли литературного героя в развитии сюжета, способов изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы его эволюции. Углубление в лирику идёт через вхождение учеников-читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.

В итоге третьего года обучения учащиеся должны овладеть следующими терминами: миф, былина, сказ, басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет.

Обращённость текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками-читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются нравственные представления детей о душевных качествах народного героя, о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.

Продолжается и углубляется процесс осмысления учащимися ведущих нравственных понятий и проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; незаметная красота обыденного, истоки героического поступка, а также великодушия и душевной чёрствости, подлости и предательства, отваги и трусости.

Развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ учащихся на литературные темы. Учащиеся осваивают такие формы письменных работ, как сочинение-рассуждение о нравственной проблеме, сказка, сочинённая «в заданном ключе» (по Д. Родари), сочинение по картине, отзыв на книгу и др.

Увеличивается норма заучивания стихотворений (не менее 20), вводятся прозаические отрывки для заучивания.

Четвёртый год обучения является заключительным в начальном образовании детей. Задачи завершения начального периода литературного образования ребёнка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики-читатели в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и читательских умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения.

Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объёма, например «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого, «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: сказок О. Уайльда, А. де Сент-Экзюпери, Я. Экхольма, дети знакомятся с произведениями современной детской литературы и фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для детей, но и для взрослых.

Традиционный для системы начального литературного образования проблемно-тематический принцип построения программы и возможности осмысления учащимися сложных нравственных проблем определяют логику построения курса литературного чтения этого года. Причём программа в её литературоведческом аспекте выстроена так, чтобы нравственные проблемы анализировались глубоко и объёмно: подробно и основательно — на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно — используя возможности лирики.

Отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным направлениям начального литературного образования. Прочитав произведение, ученики-читатели могут самостоятельно составить сюжетный план, характеристику героя, увидеть в тексте основные элементы стиха, определить ведущее настроение и прочитать лирический текст соответственно ему и т. д. Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, стиле автора, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем, в средней и старшей школе. В итоге четвёртого года обучения учащиеся овладевают следующими терминами: олицетворение, аннотация, повесть, идея, фантастика.

Материал четвёртого года обучения структурирован по ведущим нравственным проблемам, осмысление которых началось в прошлые годы. Но уровень постановки проблемы, неоднозначность решения соответствуют возросшим возможностям учеников и приобретённому ими жизненному опыту. Идёт осмысление таких понятий, как патриотизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание. Учащиеся разбираются в сложных взаимоотношениях людей, осознают возможность существования в жизни человека горя и страданий, подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед.

Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок и рассказов, ведут читательские дневники, в которых пишут аннотации и отзывы на самостоятельно прочитанные произведения. Последний вид деятельности особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников.

В четвёртом классе дети уже осознанно, по собственному выбору, расширяя программу, заучивают наизусть не менее 25 стихотворений и 3–5 прозаических художественных текстов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (36 часов)

I. Круг чтения

1. «Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!»

К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»;

Д. С. Самойлов «...Эта лошадь была прекрасна...»;

Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»;

А. С. Пушкин «...Под голубыми небесами...»;

Г. М. Новицкая «Берёза»;

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (Описание);

В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (Отрывок);

В. Н. Викторов «Волшебство»;

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; 

Тим Собакин «Уходит тихо лето...»;

А. А. Усачёв «Шуршащая песня»;

А. А. Шибаев «Переполох»;

А. Л. Барто «Игра в слова»;

Т. М. Белозёров «Тучка».

2. «...Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады»

Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость»;

И. П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»;

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»;

И. З. Суриков «Первый снег»;

В. Д. Берестов «Заяц-барабанщик»;

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»;

А. Н. Плещеев «Скучная картина...».

 3. «Складно да ладно»

«Весна-красна» (По И. С. Соколову-Микитову);

А. Н. Плещеев «Весна»;

Д. Чиарди «Похожие хвосты» (Пересказ Р. С. Сефа);

Считалки;

А. Милн «Хвосты» (В переводе С. Я. Маршака);

Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (В переводе Б. В. Заходера).

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

С. Я. Маршак «Дремота и Зевота»;

Ю. Тувим «Чудеса»;

Б. В. Заходер «Приятная встреча»;

Д. Биссет «Орёл и овечка»;

Б. В. Заходер «Моя Вообразилия»;

И. П. Токмакова «А я рано утром залез на сосну…»;

Э. Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...», «Хитрые старушки».

5. «Чтение — вот лучшее учение»

Л. Н. Толстой «Косточка» (Быль), «Старый дед и внучек» (Басня), «Лев и мышь» (Басня), «Отец и сыновья» (Басня);

И. А. Крылов «Чиж и Голубь» (Басня);

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»;

«Лиса и козёл», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (Русские народные сказки);

Пословицы и поговорки, загадки;

Скороговорки;

В. А. Осеева «Сыновья», «Хорошее»;

Б. В. Заходер «Товарищам детям».

II. Нравственно-эстетическое развитие

1. «Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!»

Красота природы, родного края, животного, человека. Художественный текст. Способность автора нарисовать словами картины жизни, передать своё отношение к нарисованному. «Рисующие» слова и звуки.

2. «...Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады»

Умение автора художественного произведения передать своё отношение к изображаемому, «заразить» своими чувствами. Способность читателя воспринять чужое переживание, войти в изображаемую ситуацию, разделить чужое горе и радость. Возможность выразить свои чувства и настроения и передать другим при выразительном чтении произведения.

3. «Складно да ладно» 

Красота слова, гармония звуков, их радостное, благотворное воздействие на человека. Стихи как особо организованная речь, первоначальные представления о рифме и ритме. Считалки. Игра в слова и звуки, литературное сотворчество учеников.

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

Реальное и фантастическое изображение. Некоторые способы создания фантастического образа, причины его восприятия читателем как истинного, достоверного.

5. «Чтение — вот лучшее учение»

Нравственные уроки художественных произведений. Судьбы героев, которые учат добру, состраданию, милосердию. Наказание за жадность, злобу, обман. Характер героя, оценка его поведения и поступков читателем. Пословицы, загадки, скороговорки.

III. Техника чтения

Правильное, плавное чтение по слогам и целыми словами (темп чтения вслух ориентировочно 25–30 слов в минуту); умение ориентироваться в речевом потоке; понимание фактического содержания текста.

IV. Развитие речи, формирование
речевой творческой деятельности

Ответы на вопросы по тексту. Составление плана, в том числе «картинного». Подробный пересказ небольших текстов. Выразительное чтение с соблюдением интонации и темпа речи.

V. Итоговые результаты

В конце первого года обучения ученики должны:

· осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами (темп чтения ориентировочно 25–30 слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной слогобуквенной структурой;

· ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

· понимать фактическое содержание текста;

· отвечать на вопросы по содержанию текста;

· выделять события, видеть их последовательность в произведении;

· подробно пересказывать небольшие по объёму тексты;

· пользоваться словарями учебника;

· выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;

· овладеть следующими терминами: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество.

В течение первого года учащиеся также получают начальные представления:

· об изобразительной природе художественного текста, «рисующих» словах, «картинном» плане;

· о смысловых частях текста;

· о некоторых способах создания характера героя в сказке;

· об оценке литературного героя произведения по его поступкам;

· об особенностях малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки.

В течение первого года учащиеся получают нравственные представления:

· о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости.

2 класс (136 часов)

I. Круг чтения

1. «В начале жизни школу помню я…»

М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная…»;

И. З. Суриков  «Детство»;

С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (Отрывок);

Т. М. Белозёров «Пельмени»;

С. В. Михалков «Несбывшиеся мечты»;

А. Л. Барто «Первый урок», «Почему телефон занят»;

В. В. Голявкин «Как я под партою сидел», «Крути снежные вертя»;

М. М. Зощенко «Пора вставать»;

В. Д. Берестов «Устный счёт», «Он руку над партою тянет и тянет...», «Урок рисования», «А дальше, ребята, урок листопада...»;

А. П. Платонов «Ещё мама»;

И. А. Бунин «Листопад» (Отрывок);

К. Д. Бальмонт «Осень»;

А. С. Пушкин «Осень» (Отрывок);

Осень (По С. Т. Аксакову);

В. А. Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово»;

А. А. Ахматова «Мурка, не ходи, там сыч»;

Э. Э. Мошковская «Разговор с учителем во сне».

2. Друзья-товарищи

С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»;

И. П. Токмакова «Я могу и в углу постоять...»;

В. А. Осеева «Три товарища», «До первого дождя».

Я. Л. Аким «Жадина», «Друг», «Вот как получилось...»;

О. Е. Григорьев «Кто прав?»;

И. М. Пивоварова «Вежливый ослик»;

Ю. Ф. Ярмыш «Добрый Клён»;

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится...»;

Г. Х. Андерсен «Лесной холм»;

Э. Люсиновская «Жил на свете один человечек»;

В. Д. Берестов «Если хочешь пить...»;

А. П. Кешоков «Мне больно, мальчики!»;

И. А. Мазнин «Давайте будем...»;

3. Дети и взрослые

Ю. Я. Яковлев «Мама» (Отрывок);

Н. М. Артюхова «Большая берёза»;

А. Л. Барто «Перед сном»;

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных»;

Э. Н. Успенский «Всё в порядке»;

А. Милн «Непослушная мама»;

В. Ю. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»;

В. К. Железников «Солдат на посту»;

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (Отрывок);

Л. Н. Толстой «Прыжок» (Быль);

А. И. Приставкин «Портрет отца»;

В. Д. Берестов «Бабушка Катя»;

А. С. Пушкин «Зимний вечер»;

Р. С. Сеф «На свете всё...»;

И. З. Суриков «Зима»;

К. Г. Паустовский «Прощание с летом» (Отрывок);            

И. С. Никитин «Встреча зимы» (Отрывок);

А. С. Пушкин «...Вот север, тучи нагоняя...»;

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (Отрывок);

А. П. Гайдар «Чук и Гек» (Отрывок);

К. Д. Ушинский «Лес и ручей»;

Л. Н. Толстой «Мальчик играл...»;

Э. Э. Мошковская «Счастливый остров»;

В. А. Осеева «Печенье»;

Б. В. Заходер «Петя мечтает»;

В. Н. Орлов «Если бы»;

Л. Д. Каминский «Про бабушку и про бегемота Борю».

4. «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам  урок»

«Гуси-лебеди» (Русская народная сказка);      

«Хаврошечка» (Русская народная сказка);      

«Три дочери» (Татарская народная сказка);

Я. Гримм, В. Гримм «Три брата»;

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;       

М. Горький «Воробьишко»;        

Б. В. Заходер «Серая Звёздочка»;

Н. А. Юсупов «Серый волк»;

Г. А. Ладонщиков «В старой сказке»;

Ч. Янчарский «В магазине игрушек»;

В. Ю. Драгунский «Друг детства» (Отрывок).

5. Ребята и зверята

С. Черный «Что кому нравится»;          

А. Л. Барто «Думают ли звери?»;        

Б. В. Заходер «Кискино горе», «Куда спешат головастики», «Про сома», «Собачкины огорчения»;

Г. М. Цыферов «Цыплёнок», «Как лягушки пили чай»;

М. М. Пришвин «О чём шепчутся раки», «Лисичкин хлеб»;

Н. М. Рубцов «Воробей», «Про зайца»;

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (Отрывок);

Л. Н. Толстой «Орёл» (Быль), «Лев и собачка» (Быль);

В. Д. Берестов «Знакомый»;

Я. Л. Аким «Мой верный чиж»;

И. П. Токмакова «Мне грустно — я лежу больной...»;

С. А. Махотин «Жук»;   

В. А. Сухомлинский «Старый пёс»;

В. П. Астафьев «Белогрудка»;  

Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»;

А. С. Пушкин «Птичка»;

М. Вейцман «Лилия»;

С. А. Махотин «У реки волна речная...»;

О. О. Вациетис «Подснежник»;

С. Я. Маршак «Чернеет лес, теплом разбуженный...»;

Ф. И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза»;

А. К. Толстой «Колокольчики мои...»;

Г. М. Новицкая «Крылатый луг»;          

Г. В. Сапгир «Душа природы»;

А. Н. Майков «Ласточки» (Отрывок);

Л. Заковоротная «Четыре времени года» (Отрывок);          

К. А. Коровин «Баран, заяц и ёж» (Отрывок);

Э. Э. Мошковская «Снова...»;

Д. Чиарди «А вот прощальная игра...».

6. Итоговая коллективная творческая работа

Д. С. Самойлов «Слонёнок пошёл учиться».

II. Нравственно-эстетическое развитие

1. «В начале жизни школу помню я…»

Воспоминания детства, их своеобразие. Первые уроки в школе и в жизни, первые учителя.

Способность автора изобразить переживания героя. Роль подробности в художественном изображении. Представление характера героя через его поступки. Отражение в поэзии внутреннего мира героя и чувств автора.

2. Друзья-товарищи

Взаимоотношения людей, дружба. Кого можно считать настоящим другом? Что значит «уметь дружить»? Несовместимость дружбы и зависти.

Изображение взаимоотношений людей через их поступки и чувства. Рассказ автора и рассказ героя о событиях. Предмет изображения и смысл изображения. Диалог как способ изображения взаимодействия людей. Эффект неожиданности — один из способов художественной убедительности и основа юмора.

3. Дети и взрослые

Взаимоотношения взрослых и детей, забота как основа любви. Образ матери, материнская любовь, её сила и бескорыстие. Образ отца; бабушка, няня, нравственные ценности, которые они передают ребёнку. Смысл понятия родные люди.

Изображение мира глазами разных людей: ребёнка и взрослого, человека городского и деревенского. Художественный образ (матери), нарисованный в разных произведениях. Стихи весёлые и грустные. Юмор как способ решения проблемы. Связь названия и главной мысли произведения. Развитие действия, роль случайности в развитии действия; конкретное описание и обобщение.

4. «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам  урок»

Фантастическое изображение реального мира. В вымышленном сказочном мире живут по тем же законам: любят и ненавидят, дружат, помогают друг другу и бросают друзей в беде, стремятся выделиться, стать лидером, подчинить других. Нравственные уроки сказок, победа добра в финале народной сказки. Своеобразие изображения мира и человека в сказке. Народная сказка и авторская, первоначальные представления об особенностях авторской сказки. Сказка в стихах.

5. Ребята и зверята

Человек в мире людей и в мире природы; его взаимоотношения с животными. Отношение к животным — проба на человечность. Способность писателя понять тех, кто не умеет говорить, вступать с ними в диалог.

Изображение в произведении характера животного, его переживаний. Детский взгляд художника на мир, способность увидеть «обыкновенное чудо» в жизни, роль фантазии, юмора, лиризм как способ «заразить» своим восприятием читателя.

6. Итоговая коллективная творческая работа

III. Техника чтения

Осмысленное, правильное, выразительное чтение текста целыми словами; темп чтения вслух ориентировочно 35–55 слов в минуту, про себя ориентировочно 45–65 слов в минуту; смысловое понимание текста.

IV. Развитие речи, формирование
речевой творческой деятельности

Работа над умением находить точное и выразительное слово. Деление текста на смысловые части, озаглавливание их и пересказ. Сочинение устных рассказов и небольших текстов на заданную тему и по плану. Работа над выразительным чтением диалогов, чтение по ролям.

V. Итоговые результаты

В конце второго года обучения учащиеся должны:

· осознанно читать вслух (темп чтения ориентировочно 35–55 слов в минуту) или про себя (темп чтения ориентировочно 45–65 слов в минуту);

· находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

· делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

· выделять главную мысль прочитанного произведения;

· определять тему произведения;

· сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

· отвечать на вопросы по содержанию картины художника;

· составлять описание природы, предметов;

· пересказывать текст подробно и выборочно;

· высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;  

· выразительно читать диалоги, читать по ролям;

· овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.

В течение второго года обучения литературному чтению учащиеся получают первоначальные представления:

· о роли подробности в художественном изображении;

· о роли названия произведения;

· о паузе, логическом ударении и темпе речи.

В течение второго года учащиеся получают нравственные представления:

· о любви к родному дому, малой родине, об ответственности за родных и близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви, о сердечности и совестливости, смелости, коллективизме.

3 класс (102 часа)

I. Круг чтения

Осенние странички

Г. А. Ладонщиков «Верная примета»;  

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»;          

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»;      

Д. Б. Кедрин «Осенняя песня»;

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».     

1. Сказки

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...»;

Русские народные сказки: «Баба Яга», «Сивка-бурка», «Деревянный орёл», «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Дочь-семилетка»;

«Земляника под снегом» (Японская сказка);

Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить Луну. (Сказка афроамериканцев США.)

2. Былины

Добрыня Никитич и Змей. (Отрывок);           

Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок);    

Алёша Попович и Тугарин Змеёвич. (Отрывок).

3. Мифы

Мифы и легенды Древней Греции: «Прометей», «Подвиги Геракла», Пандора;

Славянские мифы и предания.

Зимние странички        

А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...»;   

С. Я. Маршак «Как поработала зима!..»;         

А. А. Фет «Печальная берёза...»;          

С. А. Есенин «Берёза»;    

С. А. Есенин «Поёт зима — аукает...». 

4. Сказки, написанные авторами

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

5. Басни

Эзоп «Пчёлы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса»;

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», « Слон и Моська», «Квартет»;

С. В. Михалков «Дальновидная Сорока»

6. Сказы  

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Весенние странички    

А. С. Пушкин «Гонимы вешними ручьями...»;

А. Н. Майков «Весна»;

С. А. Есенин «Черёмуха»;

А. А. Блок «Ворона»;

И. С. Соколов-Микитов «Весна красна» (Отрывок);

И. С. Соколов-Микитов «Жаворонок» (Отрывок);

И. С. Соколов-Микитов «Грачи» (Отрывок).

7. Рассказы

В. К. Железников «Три ветки мимозы», «Рыцарь»;

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»;

Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка»;

С. Г. Георгиев «Дедушка»;

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»;

А. П. Чехов «Белолобый».

8. Поэзия

А. С. Пушкин «Зимнее утро» (Отрывок);

А. А. Фет «Ещё светло перед окном...»;

И. С. Никитин «Утро»;  

А. А. Ахматова. «Цветов и неживых вещей...»;

А. А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом...»;  

Р. С. Сеф. «Слёзы»;

Д. С. Самойлов. «Вот опять спорхнуло лето...»;

Н. М. Рубцов. «Хлеб»;    

Э. Э. Мошковская. «Дедушка Дерево»;

Ю. И. Коваль. «Вот шагает гражданин»;

«Ехала деревня мимо мужика...»;

«Это, братцы, да не чудо ли?..»;           

«Вопрос и ответ»;

«Я видел...»;

«Воскресная прогулка»;

Д. Хармс. «Удивительная кошка»;

Ю. И. Коваль. «Сундук»;

О. Е. Григорьев. «Полотёр»;

Ф. Д. Кривин. «Ночь»;

Ю. Д. Владимиров. «Ниночкины покупки»;

Э. Н. Успенский. «Неудачник». 

9. Пьесы

Е. Л. Шварц «Красная шапочка»;

Летние странички        

С. А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»;

А. А. Прокофьев «Месяц»;

С. П. Щипачев «Подсолнух»;    

И. А. Бунин «Детство»;

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака...»;

С. Я. Маршак «Пожелание друзьям».

II. Нравственно-эстетическое развитие

1. Народные сказки

Волшебные сказки. Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и красоте, в сюжете сказки — представлений о неодолимости добра, возмездии за зло.

Бытовые сказки. Реальность, обыденность как основа бытовой сказки. «Простой» непростой герой, здравый смысл, смекалка, хитрость — основы его непобедимости; самоирония народа как основа оптимизма и нравственного здоровья. Утверждение жизненной активности как залога удачи, счастье как награда герою. Победа «простых» и бедных над «умными» и богатыми.

Сказки разных народов. Общее и различное в темах, сюжетах и образах сказок, причины различий. Характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле.

2. Былины

Отражение в былинах народных представлений. Язык, напевность, ритм. Идея служения Отечеству, героический характер.

3. Мифы

Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей. Мифы разных народов о взаимоотношениях людей и богов, героях и их подвигах, о самых дурных и самых лучших качествах человека.

4. Сказки, написанные авторами

Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки. Автор — рассказчик, авторские оценки в тексте, проявление авторской воли в сюжете сказки, финале и названии. Подробность как признак литературной сказки; возможность стихотворной формы. Способность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир неживой природы, наделять вещь характером и судьбой. В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть.

5. Басни

Басня как сценка из жизни, диалогическая природа басни. Мораль — сформулированная автором главная мысль.

6. Сказы  

Двойственная природа сказа: реальная основа и сказочные мотивы. Особенность сказового слова, народность сказа.

7. Рассказы

Событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий. Композиция как проявление авторской позиции. Автор и рассказчик. Герой — движущая сила сюжета, возможность эволюции характера героя. Поступок как способ проявления характера героя. Портрет и пейзаж в произведении. Правда жизни и вымысел.

8. Поэзия, поэтические странички (по временам года)

Единство выразительного и изобразительного начал. Зрительный образ, способы его создания и передачи читателю. Движение чувства, развитие настроения. Поэтическое слово, его многозначность. Главная мысль стихотворения. Эффект неожиданности. Необычное в обычном, тайны смешных стихов.

9. Пьесы

 Коллективная творческая работа

III. Техника чтения

Правильное, сознательное чтение вслух со скоростью ориентировочно 60–70 слов, про себя ориентировочно 80–90 слов в минуту; изменение темпа и способа чтения в зависимости от задач; формирование углублённого и осознанного понимания текста.

IV. Развитие речи, формирование
речевой творческой деятельности

Работа над сочинениями-описаниями и сочинениями-рассуждениями. Сочинение небольших сказок и рассказов по самостоятельно разработанному плану. Краткий пересказ. Пересказ текста с его творческой обработкой. Составление рассказа по картине художника.

V. Итоговые результаты

В конце третьего года обучения учащиеся должны:       

· читать вслух ориентировочно 60–70 слов в минуту, про себя — ориентировочно на 20–30 слов больше;

· менять темп и способ чтения в зависимости от задач;

· ориентироваться в тексте, находить в нём повествование, описание, рассуждение;

· уметь пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;

· различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;

· объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку;

· передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и своё внутреннее видение картины, нарисованной автором;

· овладеть терминами: миф, былина, басня, сказ, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет.

В течение третьего года обучения литературному чтению учащиеся получают первоначальные представления:

· о способах создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

· о возможности передать сложное настроение, изобразить развитие чувства;

· о соотнесении главной мысли и названия произведения;

· о роли портрета и пейзажа в произведении;

· о неожиданности как природе комического.

В течение третьего года учащиеся получают нравственные представления:

· о защите Родины, патриотизме, героизме, отваге и смелости, об ответственности человека за свою судьбу, о сметливости, талантливости и щедрости русского человека, о великодушии и совестливости.

4 класс (102 часа)

I. Круг чтения

1. В школе жизни

А. И. Куприн «Бедный принц»;

А. П. Чехов «Ванька»;    

Н. А. Некрасов «Школьник»;     

В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»;

Ю. М. Нагибин «Зимний дуб»;

И. А. Бунин «Утро»;

Д. С. Самойлов «Зима настала»;

А. А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря...»;

А. Ф. Мерзляков «Песня»;

Г. А. Медынский «Честь».

2. «Мы в ответе...»

В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»;

О. Е. Григорьев «Витамин роста» (Стихотворема);

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»;

В. М. Тушнова «Синицы»;

К. Г. Паустовский «Заячьи лапы»;

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (Отрывки);

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

А. К. Передреев «Качались ели, тишину колыша...»;

С. С. Орлов «Был, наверно, денёк погожий...».

3. «Сто фантазий»                                                         

Ю. П. Мориц «Сто фантазий»;

Ю. П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон»;

К. Россетти «Есть у булавки головка»;

Д. С. Самойлов «Сказка», «Белые стихи»;

Т. М. Белозёров «Кладовая ветра»;

Ф. Д. Кривин «Честное гусеничное», «Зелёные цистерны», «Жизнь на Земле», «Теплота», «Солнце», «Подсолнух»;

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (Отрывок);

А. А. Блок. «Полный месяц встал над лугом...».

4. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам

В. П. Крапивин «Путешественники не плачут»;

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (Быль);

М. Ю. Лермонтов «Бородино»;

Ю. Левитанский «Мальчики»;

Б. Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»;

В. Д. Берестов «Мужчина»;

А. Д. Дементьев «В мае 1945 года»;

А. К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»;

А. П. Платонов «Неизвестный цветок» (Сказка-быль);

Н. Н. Матвеева «Кораблик»;

Н. М. Языков. Пловец;

Г. Я. Горбовский «Пуля»;

А. Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...».

 

5. «Россия, Родина моя...»

М. Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»;

С. Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?..»;

Ю. И. Коваль «Чистый Дор»;

В. А. Жуковский «Родного неба милый свет...»;

Е. А. Баратынский «Родина»;

Н. А. Некрасов Саша (Отрывок);

Д. Б. Кедрин Я не знаю, что на свете проще?..»;

Н. М. Рубцов. «Звезда полей во мгле заледенелой...»;

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»;

И. С. Тургенее «Гуляют тучи золотые...»;

И. С. Тургенее «Последний день июля месяца...»;

В. С. Шефнер «Не привыкайте к чудесам...»;

А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...»;

Б. В. Заходер. «Что такое стихи?».       

II. Нравственно-эстетическое развитие

1. В школе жизни

Человек учится не только в школе, но и всю жизнь. Его учителями в школе жизни могут быть разные люди, и не только люди («Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи»). Способность на поступок, умение взять на себя ответственность — важнейшее человеческое качество. Добро и справедливость, необходимость отстаивать и защищать свои принципы в жизни.

Способность художника слова изобразить жизнь во всём её многообразии, фантастическое и реальное, способы их создания. Автор-рассказчик, способность автора перевоплотиться в героя (и не только в человека), смотреть на мир его глазами. Сочетание юмора и лиризма, драматическая напряжённость действия, главный и заглавный герой, идея произведения.

2. «Мы в ответе…»

Человечество — большая семья, Земля — наш общий дом. Забота друг о друге, особенно о тех, кого «приручили». Ответственность и забота не только родителей о детях, но и детей о родителях. Участие детей в решении взрослых проблем, деятельная любовь, способность человека, независимо от его возраста, на нравственный поступок, даже связанный с опасностью. Любовь, которая может обернуться бедой. Благородство и отвага, всемогущество добрых людей.

Текст художественный и научно-познавательный. Романтическое и юмористическое изображение, способы создания лирической интонации в прозе. Возможности фантазии и сказки в изображении жизни и внутреннего мира человека. Способы выявления авторской позиции в разных видах художественного текста, точность и яркость языка.

3. «Сто фантазий»                                                         

Умный, весёлый взгляд на мир, способность преобразовать действительность полётом фантазии и воображением. Смешное и трогательное, забавное как то, что нас веселит, приносит радость, забавляет. Юмор как добродушное подсмеивание; самоирония как средство, спасающее от самовлюблённости и самоуверенности.

Реальность как основа фантастики, научно-фантастические произведения, их двойственная природа. Способы создания фантастических образов. «Нелепицы», «перевёртыши» и другие языковые способы создания эффекта комического.

4. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам

Сложность мира, в котором живёт человек, возможность в нём предательства и подлости, болезней и смерти. Вина и раскаянье, возможность самосовершенствоваться, условия успешного самотворения.

Автор-повествователь, жизнь писателя как материал для произведения. Начальные представления о стиле как проявлении творческой индивидуальности автора произведения. Лаконизм художественных средств, возможности передачи речи героя как средство изображения его образа и характера. 

5. «Россия, Родина моя…»

Родина, Россия, народ — понятия вечные, общие и личные. Великое счастье и великая ответственность быть гражданином своей Родины, высшее проявление человеческой сущности. Деятельность и бескорыстие как основы любви человека к своей Родине.

Поэтический образ Родины, конкретность и обобщение, способы создания, сила воздействия.

III. Техника чтения

Сознательное, правильное выразительное чтение вслух со скоростью ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом; углублённое, осознанное понимание текста; самостоятельный выбор соответствующих интонационных средств.

IV. Развитие речи, формирование
речевой творческой деятельности

Cоздание собственного творческого текста. Обучение способам написания сочинений на заданную тему. Формирование умения доказательно и логично отстаивать свою точку зрения. Обучение способам сопоставительного анализа произведений искусства разных видов и жанров.

V. Итоговые результаты

В конце четвёртого года обучения учащиеся должны:  

· осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом;

· пересказывать текст кратко, подробно и выборочно;

· вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка, развитие действия, развязка), определять идею произведения; 

· самостоятельно составлять характеристику литературного героя;

· определять в тексте авторскую позицию, осознавать своё отношение к ней;

· передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;

· самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства её воплощения;

· сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;

· писать изложения и сочинения с элементами рассуждений, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;

· писать сочинения по картине, анализируя её содержание, настроение и способы художественного изображения;

· писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник;

· овладеть следующими терминами: олицетворение, аннотация, повесть, идея, фантастика.

В течение четвёртого года обучения литературному чтению учащиеся получают первоначальные представления:

· о главных и второстепенных героях;

· об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности;

· об олицетворении как одном из ведущих изобразительно-выразительных средств языка.

В течение четвёртого года обучения учащиеся получают нравственные представления:

· о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе, 
о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.

 

Таблица 1

Система формирования нравственных представлений
и нравственных качеств ребёнка

 

Нравственные представления и качества

 

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

Патриотизм

 

Любовь к природе родного края

(Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»;
А. С. Пушкин «...Под голубыми небесами...»,
А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...», Г. М. Новицкая «Берёза»)

Родной дом, родители, малая родина

(И. З. Суриков «Детство»;
Т. М. Белозёров «Пельмени»)

Ответственность за красоту природы, за животных и птиц

(Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится...»,
М. Вейцман «Лилия»)

 

Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность

(бытовые сказки; народная сказка «Деревянный орёл»;
П. П.  Бажов «Серебряное Копытце»)

Защита Родины — великая традиция нашего народа (былины; русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»;
В. К. Железников «Дедушка»)

Любовь к Родине, осознание её культурных традиций, защита её духовных ценностей
(М. Ю. Лермонтов «Бородино»;
Н. М. Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой…»;
С. Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?..»;
Ю. И. Коваль «Чистый дор»)

Участие детей в социальной жизни общества

(В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Э. Н. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко»)

Гуманизм,

человечность, великодушие, сердечность, милостливость, добродушие

Сострадание, сердечное отношение ко всему живому

(К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»; 
И. А. Крылов «Чиж и голубь»;
Л. Н. Толстой «Лев и мышь»)

Сердечность, забота друг о друге

(Т. М. Белозёров «Пельмени»,
В. А. Осеева
«До первого дождя»;
В. К. Железников «Солдат на посту»;
А. И. Приставкин «Портрет отца»;
Ю. Ф. Ярмыш «Добрый Клён»)

Деятельная любовь (Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»)

Милостливость, безусловность материнской любви

(Н. М. Артюхова «Большая берёза»; В. П. Астафьев «Белогрудка»)

Добродушие, юмор
(В. Д. Берестов «Бабушка Катя»; В. В. Голявкин «Как я под партою сидел», В. Ю. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Великодушие

(П. П.  Бажов «Серебряное Копытце»;
Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

Наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту (русская народная сказка  «Баба Яга»; японская сказка «Земляника под снегом»;
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка»)

Самопожертвование в любви, жертвенность

(Г. Х. Андерсен «Ромашка»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»)

Вера в победу добра, в великодушие человека

(В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»;
Ю. М. Нагибин «Зимний дуб»;
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»)

 

Героизм, отвага, верность

Решительность, настойчивость
(русская народная сказка «Лиса и заяц»; И. П. Токмакова «Я ненавижу Тарасова...»)

 

Смелость как преодоление страха

(Л. Н. Толстой «Прыжок»)

Верность в дружбе
(В. Ю. Драгунский «Друг детства»;
Я. Л. Аким «Друг»;
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»)

Способность на поступок

(В. К. Железников «Рыцарь»);
С. Г. Георгиев

«Дедушка»

Основа героиз-
ма — любовь к Родине, родному народу

(русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»; былины)

Отвага, благородство, честь

(Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»;  Ю. П. Левитанский «Мальчики», Н. М. Языков «Пловец»)

Героизм обыденности

(А. П. Платонов «Неизвестный цветок»; В. П. Крапивин «Путешественники не плачут»)

Долг, ответственность

Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого

(И. П. Токмакова «Это ничья кошка...»; Д. Биссет «Орёл и овечка»;
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»;
В. А. Осеева «Сыновья»)

Ответственность за дело

(М. М. Зощенко «Пора вставать!»)

Ответственность за другого

(русская народная сказка «Гуси-лебеди»;

В. Д. Берестов «Если хочешь пить...»;
Ю. Ф. Ярмыш
«Добрый Клён»;
А. П. Платонов «Ещё мама»;  
Л. Н. Толстой «Прыжок»;
Я. Л. Аким «Мой
верный чиж»)

Ответственность за свою судьбу

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»;
Ю. Я. Яковлев
«Полосатая палка»; Э. Н. Успенский «Неудачник»)

 

Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»;
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
В. Д. Берестов «Мужчина»;
Ю. И. Коваль «Чистый дор»; Н. И. Дубов «Беглец»;
Я. Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»)

Сплочённость, коллективизм

Забота и помощь в семье

(Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»; В. Осеева «Хорошее»)

Дружба, дружеские отношения

(С. Я. Маршак
«Друзья-товарищи»;
В. А. Осеева
«До первого дождя»)

Преодоление личного эгоизма в дружбе и любви

(Н. М. Артюхова «Большая берёза»; В. К. Железников «Солдат на посту»)

Общинность русского мира и сознания
(П. П.  Бажов «Серебряное Копытце»;
К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»;  С. Г. Георгиев «Дедушка»; Н. М. Рубцов «Хлеб»)

Народ и человечество как единый коллектив, сплочённость людей, стремление к справедливости

(М. Ю. Лермонтов «Бородино»;
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»;
 Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»; А. И. Куприн «Бедный принц»; В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю. П. Левитанский «Мальчики»)

Совесть,
совестливость

Бессовестность

(русская народная сказка «Лиса и козёл»)

Формирование совестливости через внешнее моральное требование

Л. Н. Толстой («Косточка», «Старый дед и внучек»)

Стыд за плохой поступок, формирование самооценки

(Н. М. Артюхова «Большая берёза;
А. И. Приставкин «Портрет отца»;
Б. В. Заходер «Серая Звёздочка»)

Формирование самооценки, самоконтроля

(Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка», К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»;
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»)

Нравственная норма как мотив поведения

(А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; Ю. М. Нагибин «Зимний дуб»,
К. Г. Паустовский «Заячьи лапы»;
В. П. Крапивин «Путешественники не плачут»;
О. Е. Григорьев «Витамин роста»)

 

 

Таблица 2

Система освоения учащимися основ теории литературы

 

Ведущие лите-ратуроведческие понятия

 

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

Художествен-ный текст; изобразительная природа художественного текста; способы создания художественного образа

Первоначальное понятие о художественном тексте.

Достоверность художественного текста.

 “Рисующие” слова, звукопись

 

 Изобразительные средства. Подробность. Сравнение.

Поступок как проявление характера героя

Способы создания художественного образа в разных текстах.

Роль пейзажа в произведении.

Эпитет

Художественное изображение прошлого и будущего; правда жизни и вымысел автора

 

Виды текстов.

Жанры

Произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка.

Стихи как рифмованный и ритмизированный текст

Конкретное изображение и обобщение.

Особенности народной сказки.

Поэзия. Проза. Рассказ.

 

Миф, былина, сказка, сказ, басня, пьеса.

Волшебная, бытовая народные сказки.

Сюжетная основа рассказа

Текст художественный и научно-познавательный.

Фантастическая литература

 

Выразительное начало художественного текста

Выражение чувств, передача настроения в стихотворении

Смена картин, изображение чувств.

Стихи весёлые, смешные

Единство изобразительного и выразительного начал в лирике.

Движение чувства, развитие настроения

Соответствие и несоответствие настроения содержанию лирического текста

Поэзия

Рифма, ритм — начальные представления

Изобразительные возможности ритма (замедление и убыстрение действия)

Многозначность поэтического слова

Стихи без рифм

Автор

Автор — создатель текста (книги)

Рассказ автора и рассказ героя о событии.

Читательское представление об авторе.

Отношение автора к героям

Автор и автор-рассказчик.

Способы проявления авторской позиции в художественном произведении

Автор и рассказчик.

Описание и рассуждение автора

Герой произведения

Традиционное изображение характера героя в сказке.

Поступок как проявление характера

Речь и поступок как средство характеристики, портрет героя.

Взаимоотношения героев.

Диалог и монолог

Герой как двигатель сюжета.

Возможность эволюции характера героя.

Вещь как «герой» произведения.

«Странные» герои

Автор и герой произведения.

Отражение в образе героя времени и ментальности народа.

Способы раскрытия внутреннего мира героя

Тема

 

Тема как то, о чём рассказывается в произведении

Связь темы произведения с жизнью

Одна тема разные произведения.

Соотношение темы и идеи произведения

Идея

Нравственный урок произведения, то, чему учит произведение

Главная мысль автора

 

Роль финала, заглавия произведения в понимании главной мысли произведения

 

Идея как нравственная основа произведения.

Проблематика произведения как проявление мировоззрения автора

Сюжет

План произведения

Развитие действия, роль случайности в развитии действия

 

Роль сюжета в раскрытии характера героя

Сюжет и композиция,  основные элементы композиции произведения

Юмор

Смешные стихи

Первоначальное понятие о юморе

Природа комического.

Способы создания комического

Игра словами как способ изображения смешного: «путаницы», литературные перевёртыши


2004